В 1999 году 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию по гармонизации систем образования. С тех пор процесс взаимодействия этих стран в области (высшего) образования стал называться Болонским. Миссия данного мероприятия ― создание единого образовательного пространства и гармонизация образования.
Цели Болонского процесса:
- Доступное европейское образование,
- Мобильность студентов,
- Повышение качества образования и единый контроль,
- Информатизация образования (введение дистанционных технологий),
- Центральная роль университета в развитии культурных ценностей.
Для реализации поставленных целей страны-участники Болонского процесса (сегодня их уже более 40) ввели единую систему зачётных единиц (кредитов), одинаковые формы фиксирования получаемых квалификаций и степеней.
Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году. Данный шаг стал концом изоляции нашей страны на мировом образовательном рынке. С этого времени такие понятия, как «бакалавриат» и «магистратура» начали постепенно входить в словарный запас преподавателей и студентов.
Реформирование прежней российской системы высшего образования завершится к 2010 году. Новая система предполагает 2 ступени: бакалавриат (3―4 года) –> магистратура (1―2 года). Бакалавриат нацелен на то, чтобы дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки, короче, научить учиться. Магистратура предполагает более узкую и глубокую специализацию, ориентацию на научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Причем уже бакалавриат дает законченное высшее образование. Предполагается, что выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на должности, для которых предусмотрено законченное высшее образование.
Являясь довольно противоречивым явлением для российского потребителя, Болонский процесс имеет свои плюсы и минусы.
ПРОТИВ:
• Узкий перечень дисциплин. Например, медицинские специальности, очень проблематично свести к рамкам бакалавриата.
• Небольшая материально-техническая база. Переход на европейскую систему дорого обойдется России из-за больших различий в образовании а также плохом материальном положении ВУЗов.
• Платное образование. В Европе за образование придётся платить, или выигрывать гранты. Например, Erasmus Mundus.
• Отсутствие альтернатив в образовании.
ЗА:
• Повышение конкурентоспособности российских вузов и преподавателей. Будем ждать студентов из стран старого света.
• Разделение на бакалавриат и магистратуру. Теперь, если у тебя нет желания заниматься научной деятельностью, можно будет спокойно идти работать после бакалавриата, то есть 3-4 лет обучения.
• Признание диплома во всей Европе. Работа в Германии или Франции? Без проблем! J
• Мобильность студентов. Теперь «мученикам науки» открыт весь мир. Ну или хотя бы его европейская часть.
• Укрепление Евросоюза.
Болонский процесс вызван всей сутью современной жизни— быстро меняющейся, непредсказуемой. Сегодня люди должны быть готовы к тому, что им придется переучиваться несколько раз. Поэтому не имеет смысла заставлять 17-летнего подростка выбирать себе узкую специальность и изучать ее в течение пяти лет — и больше никогда не учиться. Разумнее дать ему широкое образование, которое позволит ему получить навыки, необходимые для получения более специального образования в дальнейшем. Один из лозунгов Болонского процесса – образование через всю жизнь ― Life Long Learning.
Как бы там ни было, Россия почти полностью перешла на европейскую систему высшего образования, и результаты этого перехода будут видны уже в течение нескольких лет. Хочется верить, что они будут благоприятными. А как считаете вы?
|